В чём смысл обращения молитвы к Богу, если Он непосредственно не "управляет" мирозданием?

Молитва по своему происхождению является религиозным действием, выработанным человечеством на основе опыта. В древних политеистических религиях (равно, впрочем, как и в древнем иудаизме с его монолатрией) молитва имела очень простое и понятное для обычного человека того времени объяснение. Богам приносятся разного рода жертвы, а они, в свою очередь, в награду за это исполняют просьбы своих последователей. Не вполне ясным местом в таком объяснении оказывается, однако, сам факт заинтересованности могущественных богов в жертвах со стороны людей.

Для более поздних и более совершенных форм религиозности, в частности, для христианства, такое объяснение становится неприемлемым уже только в силу того, что заинтересованность Бога в жертвах отрицается, равно как и любые соображения "престижа", соперничества с другими богами в привлечении себя поклоняющихся и т.д. Прежние ветхозаветные жертвы стали объяснять как "прообразующие" по отношению к жертве Христа. В рамках наиболее типичных для христианской ортодоксии представлений, где утверждается, наряду со всеведением, не только всевластие Бога над миром, но ещё и тотальность Промысла Божиего (когда ничто не происходит без воли или попущения Бога), объяснение объективного значения молитвы, и, в особенности, молитвы обращённой к святым на небесах, сталкивается с немалыми трудностями.

Метафизикой Розы Мира всемогущество (всевластие) Бога прямо отрицается по причине нравственной невозможности для благого Бога изначально ограничить творимые Им монады в свободе или в потенциальном творческом могуществе. При этом объективный смысл молитвы находит новое, более убедительное объяснение (см. ниже). Но вместе с тем, у человека, недостаточно знакомого с концепцией Д.Л.Андреева, вполне может возникнуть вопрос другого рода. Если Бог, обладая всеведением и воспринимая все молитвы, тем не менее, не осуществляет непосредственных воздействий на материальное мироздание, т.е. не "управляет" миром, то почему людям следует молиться Ему?

Несомненно, что такой вопрос может быть поставлен только с недуховной, "прагматической" точки зрения, которая игнорирует внутреннее значение молитвы для человека, а также тот факт, что молитва никоим образом не сводится к просьбам за себя или за других, и в её широкое понятие входят также славословия, религиозные гимны и т.д. Тем не менее разобрать вопрос об объективном (а не внутреннем) значении молитвы представляется нелишним.

Можно выделить несколько составляющих объективного значения молитвы:

(1) Молитва как действие, приоткрывающее душу верующего для помощи ей свыше, а также приобщающее её к тем или иным, запредельным по отношению к нашему миру, средоточиям духовных сил.

"Душа подобна путнику, перебирающемуся через шаткий мост. С другого берега протягивается к ней рука помощи, но, чтобы принять эту помощь, путник должен протянуть руку и сам. Такою рукой, протягиваемой навстречу силам Света, является каждый благой выбор, каждый правый поступок и каждое светлое движение души, и в том числе молитва. В этом и заключается зерно ответа на вопрос: зачем молитва? и зачем богослужение?" (РМ 12.3.2)

(2) Синергийное влияние молитвы на мировую реальность. Молитва выступает в качестве своеобразного "первичного материала" для деятельности Провиденциальных сил, и благодаря её наличию достижение вышних благих целей осуществляется легче и более действенно.

"Глубоко значительным предметом созерцания для метаисторика остаётся тот процесс, в котором мыслимо появление личностей, подобных Александру Невскому [...] силы христианского Трансмифа берегли его своим покровом, сотканным из светлого эфира народных молитв, мученичества погибавших в бою или в татарской Орде и духовного делания светочей церкви. Недаром его смерть отозвалась волнами скорби по всей стране, а в позднейшие времена самые непримиримые движения народного духа видят своего далёкого предшественника в этом родомысле." (РМ 7.1.62)

В минимальном случае роль человеческой молитвенной стороны в синергии может исчерпываться значением призыва о помощи, указывающего точку приложения для деятельности тех или иных небесных сил (которые, в отличие от Бога не всеведущи).

(3) Непосредственное воздействие молитвы на реальность. Оно становится возможным потому, что законы миров нашего планетарного космоса сотворены соответствующим образом. Примером такого воздействия являются молитвы за умерших; они могут облегчить их посмертную участь, способствовать быстрейшему развязыванию их карм. В этом смысле Даниил Андреев пишет о "покрове соборных молитв человечества" (РМ 4.2.27), который распространяется на верхние из миров возмездия.

Теперь попытаемся разобраться с вопросом о том, кто именно должен быть объектом молитвы. На первый взгляд может показаться, что объектом молитвы по справедливости должен быть тот небесный святой, который имеет непосредственное отношение к её, скажем так, осуществлению (в смысле перечисленных выше пунктов). Но в действительности такой подход не может быть проведён последовательно, поскольку мы, не имея адекватного знания о транс-реальности, понятия не имеем, кто именно в данном случае может участвовать в действии, связанном с молитвой. Молитвы конкретным святым вовсе не гарантирует именно их определяющей роли в её осуществлении (хотя вероятность этого, конечно, повышается), тем более в каждом конкретном случае.

Более того, далеко не каждая молитва требует личностного участия свыше; в некоторых случаях может включаться действие своего рода законов, сотворённых высшими силами, и реагирующих на множества духовно схожих молитвенных состояний различных людей. С уверенностью определить, когда именно это происходит, а когда – нет, мы, очевидно, также не в состоянии.

Далее, в глазах Бога и небесных иерархий, если исключить из рассмотрения их представление о внутреннем значении объекта молитвы для молящихся (понятно, например, что ветхозаветный образ Яхве от идеала весьма и весьма далёк), не суть важно на какое именно представление сознания обращена молитва, а неизмеримо важнее чистота помысла и вкладываемая духовная сила.

И, наконец, самое главное. Обращение молитв-прошений к Богу безусловно оправдывается логикой соответствующих процессов. Да, непосредственное осуществляющее действие исходит от святых, ангелов и т.д., но нельзя забывать и о том, что они и сами великие молитвенники. "Отче такой-то, моли Бога о нас" – воззывает православно-церковное выражение. Понимать молитву святых на небе как упрашивание ими Бога от своего лица было бы, конечно, наивно и неправильно (тем более, если принять во внимание, что всеведающему Богу святые не могут сообщить каких-то новых обстоятельств). Церковное выражение "моли Бога о нас" правильнее осмысливать иначе: святые молятся за нас и получают от Бога нисходящие духовные силы, которые помогают им помогать нам. Образ такой молитвы о земной России в богослужении синклита Небесной России Даниил Андреев рисует на страницах "Железной мистерии":

      Святитель

    От мора, голода её, от обнищания
             Защити!
    От властелинов с печатью Каина
             Защити!
    От лжезаконов их беззаконных
             Защити!
    От кар и казней многомиллионных
             Защити!

    [...]

      Клир

         – Господи, помилуй!
    Защити её нами, нашим бденьем бессонным;
    Белый камень устоя
                      в жарких душах восставь!
    Серафимов, архангелов,
                         верных даймонов сонмы
    На пресветлую помощь
                        в наш Град
                                  направь!

В сугубо формальном плане, именно молитва, обращённая к Богу, оказывается для нас максимально безошибочно указывающей вовлечённого субъекта. Провиденциальные силы всегда и неизменно есть силы богосотворческие. Их воля сонаправлена воле Бога. Именно через их творчество нисходящие духовные силы Божества находят конкретное воплощение в дольних мирах. "Роза Мира" отнюдь не представляет Бога самоустранившимся от процессов в мире, подобно тому, подобно тому, как это утверждалось в философии деизма. Но вместе с тем, ей бесконечно чужд и "божественный тоталитаризм" – ущербное представление о мироздании, которое приписывает Богу всевозможные "могущества" за счёт ограничения всех остальных, создавая к тому же неразрешимую проблему теодицеи. В каждом Провиденциальном деянии, касающемся нашего мира, Бог соучаствует в синергии с богосотворческими монадами. Через них самих и через творимые или просветляемые ими от демонических искажений законы преломляются божественные энергии в нисходящем движении по материальным слоям Вселенной. Поэтому молитва может быть возносима как Богу, так и всем надстоящим светлым иерархиям. В какой пропорции сочетать эти возможности – вопрос, решаемый, в идеале, каждым человеком индивидуально, с учётом того, что ему ближе на том или ином этапе его внутреннего становления.

Обратим также внимание, что молитвы, творимые на небесах, носят несравненно более точный, в смысле объектной направленности, характер, и в гораздо большей степени соответствуют понятию общения с высшими (по отношению к тем мирам) силами. В молитве небесной, в отличие от тусклого её двойника – молитвы земной, несравненно большее значение приобретает, как уже было сказано, низлияние неоформленных духовных сил, имеющих высшим источником Бога, а уж эти силы затем творчески воплощаются самими молящимися.

Интересно, что излагаемые нами представления не могут быть сочтены совсем уж несовместимыми с ортодоксальным подходом в христианстве. В Библии большинство явлений от Бога, включая благовещение о рождении Иисуса, происходят через "Ангела Господнего" (т.е. "Посланника Яхве"). Немаловажная разница, однако, состоит в том, что для концепции Розы Мира немыслимо считать ангелов "служебными духами", как пытается утверждать, например, анонимный автор новозаветного Послания к Евреям (Евр 1:14).

Ещё интереснее заметить, что принцип ступенчатого нисхождения божественных энергий поддерживается авторитетным в богословского предании как восточной, так и западной церквей корпусом Ареопагитик, написанным под влиянием неоплатонической философии.

"Итак, цель Иерархии есть возможное уподобление Богу и соединение с Ним. Имея Бога Наставником во всяком священном ведении и деятельности и постоянно взирая на Божественную Его красоту, она, по возможности, отпечатлевает в себе образ Его, и своих причастников творит Божественными подобиями, яснейшими и чистейшими зерцалами, приемлющими в себя лучи светоначального и Богоначального света так, что, исполняясь священным сиянием, им сообщаемым, они сами наконец, сообразно с Божественным установлением, обильно сообщают оное низшим себя." (Псевдо-Дионисий Ареопагит. "О небесной иерархии")

"... наименование святых Властей – знаменует равный Божественным Господствам и Силам, стройный и способный к принятию Божественных озарений чин, и устройство премирного духовного владычества; – не употребляющее самовластно во зло дарованные владычественные силы, но свободно и благочинно к Божественному как само восходящее, так и других свято к Нему приводящее, и, сколько возможно, уподобляющееся Источнику и Подателю всякой власти, и изображающее Его, сколько возможно для Ангелов, в совершенно-истинном употреблении своей владычественной силы. Имея таковые Богоподобные свойства, средняя степень небесных Умов очищается, просвещается и совершенствуется вышесказанным образом посредством Божественных озарений, сообщаемых ей посредственно чрез чины первой Иерархии, а от оной снова разливаемых на низшие чины посредством вторичного проявления." (Ibid.)

Существование ангельских "чинов", о которых пишет автор Ареопагитик, в принципе подтверждается и на страницах "Розы Мира". Но опять же, следует оговориться, что самому духу её чужды какие-либо идеи иерархии подчинения и лестницы исполнения приказов, которые можно обнаружить в Ареопагитиках.

А.К. – 16.03.2005


Главная страница SpyLOG TopList Rambler's Top100