Даниил Андреев

<Теодицея>
(из "Русских богов")


    ...

    О, не приблизиться даже к порогу
    Тайны и Правды вышней
                         тому,
    Вера чья возлагает на Бога
    Тяжесть ответственности
                           за Тьму.

    Вечный припев: "Ах, столько страданий,
    Столько злодейств - а как же Бог?
    Мог Он творить своё мирозданье,
    А обуздать духа зла - не мог?
    Он - вездесущ и благ; почему ж
    Он не спасет наших тел и душ?"
    Полно
         блуждать
                 среди трёх сосен,
    Вламываться в открытую дверь.

    Бог абсолютно благ! светоносен!
    А не всемогущ.
                  Верь!
    Верь - и забудь "царя на престоле
    В грозных высотах".
                       Он - святей;
    Сам очертил Свою власть и волю
    Волей свободных
                   Божьих
                         детей.

    И не рабам,
               не холопам Славы
    Мир, как могучее поприще, дан:
    От эмпирея до яростной лавы
    Горд и свободен его океан.

    Все ли высокие духи - благие?
    Все ли скорбят
                  за твою слезу?
    Есть грандиозный дух, тиранию
    Строящий
            и вверху,
                     и внизу.

    В духопрозрении праведным снится
    Глубь
         незапамятнейших
                        времен,
    Богоотступничество Денницы,
    Шелест туманностей,
                       как знамён.

    Снов довремённых рваные космы
    В древних легендах
                      видели мы:
    Да, - он творил
                   и творит
                           Антикосмос,
    Чёрное зеркало,
                   сердце Тьмы.
    И на Земле - его чёрный град
    Древние наименовали:
                        ад.

    ...
    
    1955

==========================================
    На  страницах   "Розы   Мира"   Даниил
Андреев также говорит о проблеме теодицеи,
так   и   не   нашедшей    разрешения    в
историческом христианстве:
    
    Он абсолютно благ.
    "Он  всемогущ",  -  добавляло   старое
богословие.
    Но если Он всемогущ - Он  ответственен
за зло и страдание мира, следовательно, Он
не благ.
    Казалось  бы,  выйти  из  круга  этого
противоречия невозможно.
    Но  Господь  творит  из   Себя.   Всем
истекающим   из   Его   глубины    монадам
неотъемлемо присущи свойства этой глубины,
в  том  числе  абсолютная  свобода.  Таким
образом,  божественное   творчество   само
ограничивает Творца,  оно  определяет  Его
могущество той чертой,  за  которой  лежат
свободы  и  могущества  Его  творений.  Но
свобода  потому   и   свобода,   что   она
заключает возможность различных выборов. И
в бытии многих монад она  определилась  их
отрицательным  выбором,  их   утверждением
только   себя,   их   богоотступничеством.
Отсюда то,  что  мы  называем  злом  мира,
отсюда  страдание,  отсюда  жестокосердные
законы и отсюда  же  то,  что  эти  зло  и
страдание могут  быть  преодолены.  Законы
оберегают мир от превращения в хаос.  Сами
демоны вынуждены считаться  с  ними,  дабы
миры не распались в пыль. Поэтому  они  не
опрокидывают  законов,  но  утяжеляют  их.
Законы слепы. И просветлены они могут быть
не во мгновение ока, не чудом, не  внешним
вмешательством Божества, но  длительнейшим
космическим        путём         изживания
богоотступническими монадами их злой воли.

...

    Неужели хоть один человек с совестью и
умом, сколь горячо он ни любил бы природу,
дерзнёт сказать, что её гармония покрывает
и снимает то  безбрежное  море  страданий,
какое    являет    эта    самая    природа
непредубеждённым очам? И неужели  найдётся
хоть один человек, который, вопреки  этому
морю  страданий,   столь   явному,   столь
неоспоримому,  так  неумолчно  оглушающему
нас стонами и криками живых созданий, хоть
изредка  не  переживал  бы  природу,   как
необъяснимую,  вопреки  всему  пребывающую
гармонию и несравненную красоту? Почему же
случилось    так,    что    это    роковое
противоречие до сих пор  не  понято  и  не
разрешено? Не потому ли,  что  религиозная
мысль  на  Западе  свыше  двадцати   веков
находится   в   плену   идеи   абсолютного
всемогущества  Бога  и  вытекающих  отсюда
предрассудков о  единстве  Природы,  а  на
Востоке устоявшийся философский монизм  не
даёт   приблизиться   к    пониманию    её
двойственности?
==========================================