... О, не приблизиться даже к порогу Тайны и Правды вышней тому, Вера чья возлагает на Бога Тяжесть ответственности за Тьму. Вечный припев: "Ах, столько страданий, Столько злодейств - а как же Бог? Мог Он творить своё мирозданье, А обуздать духа зла - не мог? Он - вездесущ и благ; почему ж Он не спасет наших тел и душ?" Полно блуждать среди трёх сосен, Вламываться в открытую дверь. Бог абсолютно благ! светоносен! А не всемогущ. Верь! Верь - и забудь "царя на престоле В грозных высотах". Он - святей; Сам очертил Свою власть и волю Волей свободных Божьих детей. И не рабам, не холопам Славы Мир, как могучее поприще, дан: От эмпирея до яростной лавы Горд и свободен его океан. Все ли высокие духи - благие? Все ли скорбят за твою слезу? Есть грандиозный дух, тиранию Строящий и вверху, и внизу. В духопрозрении праведным снится Глубь незапамятнейших времен, Богоотступничество Денницы, Шелест туманностей, как знамён. Снов довремённых рваные космы В древних легендах видели мы: Да, - он творил и творит Антикосмос, Чёрное зеркало, сердце Тьмы. И на Земле - его чёрный град Древние наименовали: ад. ... 1955 ========================================== На страницах "Розы Мира" Даниил Андреев также говорит о проблеме теодицеи, так и не нашедшей разрешения в историческом христианстве: Он абсолютно благ. "Он всемогущ", - добавляло старое богословие. Но если Он всемогущ - Он ответственен за зло и страдание мира, следовательно, Он не благ. Казалось бы, выйти из круга этого противоречия невозможно. Но Господь творит из Себя. Всем истекающим из Его глубины монадам неотъемлемо присущи свойства этой глубины, в том числе абсолютная свобода. Таким образом, божественное творчество само ограничивает Творца, оно определяет Его могущество той чертой, за которой лежат свободы и могущества Его творений. Но свобода потому и свобода, что она заключает возможность различных выборов. И в бытии многих монад она определилась их отрицательным выбором, их утверждением только себя, их богоотступничеством. Отсюда то, что мы называем злом мира, отсюда страдание, отсюда жестокосердные законы и отсюда же то, что эти зло и страдание могут быть преодолены. Законы оберегают мир от превращения в хаос. Сами демоны вынуждены считаться с ними, дабы миры не распались в пыль. Поэтому они не опрокидывают законов, но утяжеляют их. Законы слепы. И просветлены они могут быть не во мгновение ока, не чудом, не внешним вмешательством Божества, но длительнейшим космическим путём изживания богоотступническими монадами их злой воли. ... Неужели хоть один человек с совестью и умом, сколь горячо он ни любил бы природу, дерзнёт сказать, что её гармония покрывает и снимает то безбрежное море страданий, какое являет эта самая природа непредубеждённым очам? И неужели найдётся хоть один человек, который, вопреки этому морю страданий, столь явному, столь неоспоримому, так неумолчно оглушающему нас стонами и криками живых созданий, хоть изредка не переживал бы природу, как необъяснимую, вопреки всему пребывающую гармонию и несравненную красоту? Почему же случилось так, что это роковое противоречие до сих пор не понято и не разрешено? Не потому ли, что религиозная мысль на Западе свыше двадцати веков находится в плену идеи абсолютного всемогущества Бога и вытекающих отсюда предрассудков о единстве Природы, а на Востоке устоявшийся философский монизм не даёт приблизиться к пониманию её двойственности? ========================================== |