Пренепорочная. Присноблаженная. Горней любви благодатное пламя, Кров мирам и оплот! Непостигаемая! Неизреченная! Властно предчувствуемая сердцами Там, в синеве высот! Ты, Чья премудрость лучится и кроется В волнах галактик, в рожденьи вселенных, Ближних и дальних звезд! Лик, ипостась мирозиждущей Троицы, Вечная Женственность! Цель совершенных, К Отчему царству мост! Ты, на восходе культур пронизавшая Тысячецветные окна религий, Древних богинь имена! Нимбами огненными осенявшая Юное зодчество, мудрые книги, Музыку и письмена! Ты снисходила до сердца юного, Ты для него сквозь синь фимиама Нежной плыла звездой, - Не отвергай зазвучавших струн его, Дальних амвонов грядущего храма Гимн его удостой. Сумрачный дух жестокого мужества Правил народами – в роды и роды И бичевал их бичом. Ты лишь Одна овевала содружества, Пестовала на коленях природы, Не спросив ни о чем. Ты нам светила любовью возлюбленных, Ты зажигала огни материнства По родным очагам... Пристань гонимых! бессмертье погубленных! Благословенные узы единства И прощенья врагам! Тихо сорадующаяся! Ласковая! Легок с Тобою путь многотрудный К наивысочайшей мечте! Мир многопенный, песни и краски его Только Тобою прекрасны и чудны В радости и красоте. Раньше Ты брезжила в сказках язычества, Над христианским храмом лампадным, В ласках живой земли; Но истекает эра владычества Яростных, мужественных, беспощадных, И на заре, вдали - Как розовеющими архипелагами Облачного слоистого моря, Как лепестками миров Близишься Ты – светоносной влагою Душу планеты, омыв от горя, В белый облечь покров. Меры заменишь новою мерою, Сбросишь с весов суровые гири В страшном этом краю... Верую, Дивная! верую! верую В Братство, еще небывалое в мире, В Церковь Твою. 1950-1955 ============================================ Вот что сказано об ипостасях Пресвятой Троицы на страницах "Розы Мира": "Выявляясь вовне, Единый проявляет некую присущую Ему внутреннюю полярность. Сущность этой полярности внутри Божества для нас трансцендентна. Но, выявляясь вовне, она воспринимается нами, как полярность двух друг к другу тяготеющих и друг без друга не пребывающих начал, извечно и присно соединяющихся в творческой любви и дающих начало третьему и завершающему: Сыну, Основе Вселенной, Логосу. [...] Вот почему Божественную Женственность мы именуем Матерью Логоса и через Него всей вселенной. Но извечный союз между Отцом и Матерью не изменяет Ее предвечной сущности; именно поэтому мы именуем Матерь миров Приснодевою. Таким образом, в учении о Троице и о Женственном аспекте Божества наличествует не перенесение "слишком человеческого" на сферы горние, а, напротив, понимание объективной полярности наших слоев - мужского и женского начал - как проекции непостижимой для нас полярности в существе Бога. "Бог есть любовь", - сказал Иоанн. Будут сменяться века, потом эоны, наконец, брамфатуры и галактики; каждый из нас, рано или поздно, достигнет Плеромы - божественной Полноты и вступит в родимое Лоно уже не только как дитя, но и как брат Божий; наши нынешние представления о Божестве исчезнут из памяти, как бледные, отцветшие, ненужные больше тени; но и тогда истина о том, что Бог есть любовь, не утратит своей истинности. Бог любит не Себя (такое предположение было бы кощунственно), но Каждая из таящихся в Нем Непостижимостей обращена любовью на другую, и в этой любви рождается Третье: Основа Вселенной. Отец - Приснодева-Матерь - Сын. Высочайшая из тайн, внутренняя тайна Божества, тайна любви Отца и Матери, отнюдь не "отражается" в человеческой любви, какой бы то ни было: ничто в мире конечном не может быть соизмеримо или подобно сущности этой тайны. Но и ничто в мире, за исключением того, что исходит от начал богоотступнических, не может быть сторонним по отношению к этой тайне. В человеческой любви вообще, то есть в любви ко всему живому, выражается (а не отражается) существо Триединого, - существо, которое есть любовь. В любви же мужчины и женщины выражается (а не отражается) внутренняя тайна союза Отца и Матери в той мере, в какой она нас достигает, будучи преломленной множеством слоев космического ряда. В этом и заключается коренное, онтологическое различие двух областей нашей духовной жизни, не имеющих между собой почти ничего общего, но на нашем нищем языке выражаемых одним и тем же словом. ============================================ |