Народная память хранит едва Деяния и слова Тех, кто ни почестей, ни торжества Не пожинал искони; Громом их доблести не сотрясен Сумрачный строй времен; Дальним потомкам своих имен Не завещали они. Есть безымянность крупин песка, Винтиков у станка, Безликость капель, что мчит река Плещущего бытия; Их – миллиарды, и в монолит Всякий с другим слит; Этому множеству пусть кадит Гимны – другой, не я. Но есть безымянность иных: свинцов Удел безвестных борцов - Вседневных подвижников и творцов Деятельной любви. Встань перед ними, воин-поэт, Славою мира одет, - Перечень звучных своих побед Надвое разорви. Эти – прошли в города и в поля, Со множеством жизнь деля, - Врачи, священники, учителя, Хозяйки у очагов; И, лязгая, сдвиги эр не сотрут Их благодатный труд, Ни уицраор, ни демоны смут, Ни ложь друзей и врагов. Они умирали – не знаю где: В дому или на борозде. В покое ли старости или в труде, - Но слой бытия сквозь слой Им разверзал в высоте миров Всю щедрость своих даров, И каждый включался в белый покров Над горестною страной. Пусть мир не воздаст ни легендой им, Ни памятником гробовым, Но радость нечаянную – живым Они бесшумно несут; Они проникают в наш плотный быт - Он ясен им и открыт, - Их теплым участьем одет и омыт Круг горьких наших минут. Никто не умеет их путь стеречь, Никто не затеплит свеч, Никто не готовит богатых встреч, Никто не скажет "спаси", - Но жаль, что туманная старина Укрыла их имена, Когда-то в промчавшиеся времена Звучавшие на Руси. 1957 ============================================ С этим стихотворением перекликается сказанное Даниилом Андреевым на страницах "Розы Мира": "...среди просветленных Небесной России лишь ничтожное меньшинство известно нам, знакомым с историей нашей Родины. Имена остальных ничего не скажут нашей памяти. В монастырях Киевской и Московской Руси, так же как и в обителях более поздних времен, проходили незаметно свою жизненную тропу не светочи святости, но тихие души, менее богатые дарами, молча и смиренно вносившие свою лепту в религиозное творчество, в соборный труд духа. Во все эпохи по дорогам России брели странники и искатели, сказители и бандуристы, безымянные творцы сказок и духовных стихов, песен и легенд, никем не записанных утраченных рассказов о героях своего времени и об его идеалах. А чудесные мастера сканного, обронного или иконописного дела, плотники-строители чудесных теремов, смиренных деревянных церквей и весело разукрашенных изб, влюбленные в свой труд каменщики, столяры, гончары, ткачи, ювелиры, переписчики, работавшие в мастерских, приказах, кельях и под открытым небом, чьи создания, отмеченные радостью творчества и горячей любовью к жизни, веселили и радовали целые поколения, - где могут быть их создатели ныне и что они могут создавать теперь, если не вечные ценности Святой Руси? Во все эпохи русской истории тысячи мужиков - огнищан, смердов, тяглых крестьян, крепостных и вольных, просто и чисто проживших свой век, совершали труд посевов и жатв как возложенный на них Богом долг, с благоговением и благодарностью к Матери-Земле, и умирали простой и ясной смертью, веруя и простив всех. Во все эти эпохи тысячи матерей несли свой крест, воспитывая людей, достойных имени человека, и в служении этому делу полагавших смысл своей жизни. Разве это не одно из самых высоких творчеств? Когда начали строиться школы, сотни людей бросали привычный круг и образ жизни и уходили - хочется сказать, спускались - в народные низы, замуровывая себя на всю жизнь в захолустьях, среди непробудного невежества, где не с кем было перекинуться живым словом: все ради просвещения непросвещенных. А врачи, работавшие по одному на целый уезд? А герои-доктора на эпидемиях? А те из революционеров, кто был движим не фанатизмом, ненавистью и жаждой власти, а живою любовью к людям и скорбью от созерцания скорбей народа? А те из священников, которые, в меру данных им от Бога даров, являли образец ясной и чистой жизни, взращивая во множестве простых сердец лучшее, что в этих сердцах было? Нет возможности перечислить те пути на земле, встав на которые путник приходит, рано или поздно, к синклиту. Вопрос только во времени, в стадиях, которые еще надо преодолеть по дороге к этой цели. Цели, не проявляющейся в сознании человека с полной отчетливостью, но ведомой ее бессмертной монаде и влекущей ее. ============================================ |