Как совмещается абсолютная свобода монад с невозможностью их отпадения?

"Если на что-то налагается АБСОЛЮТНАЯ гарантия, то этим исключается возможность иного, а значит ограничивается свобода."

Нет, свобода воли не ограничивается. Здесь главное чётко определить, что именно гарантируется, и что такое свобода.

Гарантируется нечто определённое, а не расплывчатое, а именно устойчивость к злу, как конкретно известному явлению, проявившемуся в мироздании. Точный объект гарантий – общая "природа зла" и возможные пути перехода к этой природе от изначальной светлой природы. Какие-то совершенно иные нежелательные непредсказуемости, сущность которых пока неизвестна, исключать на все 100% конечно нельзя, и наиболее вероятны они для индивидуального случая. Хотя если предположить, что на практике ничего такого давным-давно не происходит, то будущую вероятность можно оценить только как исчезающе малую.

Теперь о свободе. В книге "Динамическая метафизика бытия" в специальной главе выстраиваются довольно чёткие определения для свободы воли (которая нас интересует) и свободы выбора во внешней реальности (которая вообще ни у кого не абсолютна).

Невозможна и бессмысленна была бы свобода от самого себя, от глубинных свойств сознания, свобода воли от собственных установок воли. Кто же, какой субъект в таком случае свободен? Субъекта не бывает в отдельности от его свойств! В известном смысле поведение личности действительно "ограничивается" её собственными качествами, всей внутренней конкретно-бытийной структурой сознания. Однако это не то же самое, что внешняя, по отношению к субъекту, ограничивающая необходимость. Ведь при снятии внутренних "ограничений" исчезает сам субъект!

Поэтому свобода воли может быть определена только как степень свободы от бессознательных, то есть проходящих мимо осознанного восприятия влияний из посторонней по отношению к сознанию реальности. У монад такая свобода абсолютна, то есть на них можно повлиять только при условии осознанного волевого приятия ими (только так и могло распространятся воздействие идей Денницы-Люцифера, переводившее скрытую внутреннюю неустойчивость онтологии к омрачению из потенциального состояния в актуальное).

Причём сам акт творения монады Богом не рассматривается в ряду внешних влияний проходящих помимо осознания, по причине опять же того, что без этого акта сам субъект не существовал бы, и о чьей свободе мы тогда говорим – не понятно.

"...что помешает свободной монаде (если она действительно абсолютно свободна), в силу своего выбора (чем бы он не был обусловлен), всё же совершить акт отпадения, даже и по "прежнему сценарию", если ей этого ЗАХОЧЕТСЯ?"

Ничто внешнее по отношению к сознанию ей не помешает, просто у неё не возникнет такого стремления в силу её конкретно-бытийной сущности. Гарантия от новых отпадений к злу – чисто внутренняя, а не внешняя.

Сделает человек тот или иной выбор, или не сделает – определяется его внутренним устроением, а для множеств существ – их общей порождающей природой/идеей, задающей их онтологию.

Ещё Владимир Соловьёв по поводу свободы сказывал: "Человек действует как хочет, но хочет он согласно тому, каков он есть, т.е. каков его особенный характер"

"Но, если мы признаём принцип абсолютной свободы монад, то разве тогда не следует допустить принципиальную, ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ возможность даже и массового отпадения?"

Нет, теоретическая возможность перехода к тому, что известно сейчас как зло по всем известным и мыслимым путям, действительно исключается на 100% в онтологии всех новых творимых монад.

Ещё раз стоит подчеркнуть, что абсолютная свобода монад – от любых посторонних влияний помимо приятия волей, а не от самих себя (что было бы бессмысленно).

Свобода также дополняется активной внутренней творческой силой, способностью монад на высоких ступенях перестраивать свою индивидуальную сущность практически произвольным образом. Но желания перестраивать её в сторону зла также не возникнет более.

Итак, все неясности в данном вопросе устраняются чётким осмыслением термина "свобода", и тогда снимается противоречие между наличием абсолютных гарантий и свободой воли.

А.К. – 12.10.2004


Главная страница   SpyLOG TopList Rambler's Top100