|
...
О, не приблизиться даже к порогу
Тайны и Правды вышней
тому,
Вера чья возлагает на Бога
Тяжесть ответственности
за Тьму.
Вечный припев: "Ах, столько страданий,
Столько злодейств - а как же Бог?
Мог Он творить своё мирозданье,
А обуздать духа зла - не мог?
Он - вездесущ и благ; почему ж
Он не спасет наших тел и душ?"
Полно
блуждать
среди трёх сосен,
Вламываться в открытую дверь.
Бог абсолютно благ! светоносен!
А не всемогущ.
Верь!
Верь - и забудь "царя на престоле
В грозных высотах".
Он - святей;
Сам очертил Свою власть и волю
Волей свободных
Божьих
детей.
И не рабам,
не холопам Славы
Мир, как могучее поприще, дан:
От эмпирея до яростной лавы
Горд и свободен его океан.
Все ли высокие духи - благие?
Все ли скорбят
за твою слезу?
Есть грандиозный дух, тиранию
Строящий
и вверху,
и внизу.
В духопрозрении праведным снится
Глубь
незапамятнейших
времен,
Богоотступничество Денницы,
Шелест туманностей,
как знамён.
Снов довремённых рваные космы
В древних легендах
видели мы:
Да, - он творил
и творит
Антикосмос,
Чёрное зеркало,
сердце Тьмы.
И на Земле - его чёрный град
Древние наименовали:
ад.
...
1955
==========================================
На страницах "Розы Мира" Даниил
Андреев также говорит о проблеме теодицеи,
так и не нашедшей разрешения в
историческом христианстве:
Он абсолютно благ.
"Он всемогущ", - добавляло старое
богословие.
Но если Он всемогущ - Он ответственен
за зло и страдание мира, следовательно, Он
не благ.
Казалось бы, выйти из круга этого
противоречия невозможно.
Но Господь творит из Себя. Всем
истекающим из Его глубины монадам
неотъемлемо присущи свойства этой глубины,
в том числе абсолютная свобода. Таким
образом, божественное творчество само
ограничивает Творца, оно определяет Его
могущество той чертой, за которой лежат
свободы и могущества Его творений. Но
свобода потому и свобода, что она
заключает возможность различных выборов. И
в бытии многих монад она определилась их
отрицательным выбором, их утверждением
только себя, их богоотступничеством.
Отсюда то, что мы называем злом мира,
отсюда страдание, отсюда жестокосердные
законы и отсюда же то, что эти зло и
страдание могут быть преодолены. Законы
оберегают мир от превращения в хаос. Сами
демоны вынуждены считаться с ними, дабы
миры не распались в пыль. Поэтому они не
опрокидывают законов, но утяжеляют их.
Законы слепы. И просветлены они могут быть
не во мгновение ока, не чудом, не внешним
вмешательством Божества, но длительнейшим
космическим путём изживания
богоотступническими монадами их злой воли.
...
Неужели хоть один человек с совестью и
умом, сколь горячо он ни любил бы природу,
дерзнёт сказать, что её гармония покрывает
и снимает то безбрежное море страданий,
какое являет эта самая природа
непредубеждённым очам? И неужели найдётся
хоть один человек, который, вопреки этому
морю страданий, столь явному, столь
неоспоримому, так неумолчно оглушающему
нас стонами и криками живых созданий, хоть
изредка не переживал бы природу, как
необъяснимую, вопреки всему пребывающую
гармонию и несравненную красоту? Почему же
случилось так, что это роковое
противоречие до сих пор не понято и не
разрешено? Не потому ли, что религиозная
мысль на Западе свыше двадцати веков
находится в плену идеи абсолютного
всемогущества Бога и вытекающих отсюда
предрассудков о единстве Природы, а на
Востоке устоявшийся философский монизм не
даёт приблизиться к пониманию её
двойственности?
==========================================
|