Даниил Андреев

Приснодеве-Матери
(из "Русских богов")


Пренепорочная. Присноблаженная.
Горней любви благодатное пламя,
     Кров мирам и оплот!
Непостигаемая! Неизреченная!
Властно предчувствуемая сердцами
     Там, в синеве высот!

Ты, Чья премудрость лучится и кроется
В волнах галактик, в рожденьи вселенных,
     Ближних и дальних звезд!
Лик, ипостась мирозиждущей Троицы,
Вечная Женственность! Цель совершенных,
     К Отчему царству мост!

Ты, на восходе культур пронизавшая
Тысячецветные окна религий,
     Древних богинь имена!
Нимбами огненными осенявшая
Юное зодчество, мудрые книги,
     Музыку и письмена!

Ты снисходила до сердца юного,
Ты для него сквозь синь фимиама
     Нежной плыла звездой, -
Не отвергай зазвучавших струн его,
Дальних амвонов грядущего храма
     Гимн его удостой.

Сумрачный дух жестокого мужества
Правил народами – в роды и роды
     И бичевал их бичом.
Ты лишь Одна овевала содружества,
Пестовала на коленях природы,
     Не спросив ни о чем.

Ты нам светила любовью возлюбленных,
Ты зажигала огни материнства
     По родным очагам...
Пристань гонимых! бессмертье погубленных!
Благословенные узы единства
     И прощенья врагам!

Тихо сорадующаяся! Ласковая!
Легок с Тобою путь многотрудный
     К наивысочайшей мечте!
Мир многопенный, песни и краски его
Только Тобою прекрасны и чудны
     В радости и красоте.

Раньше Ты брезжила в сказках язычества,
Над христианским храмом лампадным,
     В ласках живой земли;
Но истекает эра владычества
Яростных, мужественных, беспощадных,
     И на заре, вдали -

Как розовеющими архипелагами
Облачного слоистого моря,
     Как лепестками миров
Близишься Ты – светоносной влагою
Душу планеты, омыв от горя,
     В белый облечь покров.

Меры заменишь новою мерою,
Сбросишь с весов суровые гири
     В страшном этом краю...
Верую, Дивная! верую! верую
В Братство, еще небывалое в мире,
     В Церковь Твою.

1950-1955


============================================
   Вот что сказано  об  ипостасях  Пресвятой
Троицы на страницах "Розы Мира":

   "Выявляясь вовне, Единый проявляет  некую
присущую Ему внутреннюю полярность. Сущность
этой  полярности  внутри  Божества  для  нас
трансцендентна.  Но,  выявляясь  вовне,  она
воспринимается  нами,  как  полярность  двух
друг к другу тяготеющих и друг без друга  не
пребывающих   начал,   извечно   и    присно
соединяющихся в творческой  любви  и  дающих
начало третьему и завершающему: Сыну, Основе
Вселенной, Логосу. [...]
   Вот почему Божественную Женственность  мы
именуем Матерью Логоса  и  через  Него  всей
вселенной. Но извечный союз  между  Отцом  и
Матерью не изменяет Ее предвечной  сущности;
именно  поэтому  мы  именуем  Матерь   миров
Приснодевою.
   Таким образом, в  учении  о  Троице  и  о
Женственном аспекте Божества наличествует не
перенесение "слишком человеческого" на сферы
горние, а, напротив,  понимание  объективной
полярности наших слоев - мужского и женского
начал - как проекции  непостижимой  для  нас
полярности  в  существе  Бога.   "Бог   есть
любовь", -  сказал  Иоанн.  Будут  сменяться
века,  потом  эоны,  наконец,  брамфатуры  и
галактики; каждый из нас, рано  или  поздно,
достигнет Плеромы - божественной  Полноты  и
вступит в родимое Лоно  уже  не  только  как
дитя, но и как  брат  Божий;  наши  нынешние
представления о Божестве исчезнут из памяти,
как  бледные,  отцветшие,  ненужные   больше
тени; но и тогда истина о том, что Бог  есть
любовь, не  утратит  своей  истинности.  Бог
любит не Себя (такое предположение  было  бы
кощунственно), но Каждая из таящихся  в  Нем
Непостижимостей обращена любовью на  другую,
и в  этой  любви  рождается  Третье:  Основа
Вселенной. Отец - Приснодева-Матерь - Сын.
   Высочайшая  из  тайн,  внутренняя   тайна
Божества, тайна любви Отца и Матери,  отнюдь
не "отражается" в человеческой любви,  какой
бы то ни было:  ничто  в  мире  конечном  не
может быть соизмеримо или  подобно  сущности
этой  тайны.  Но  и   ничто   в   мире,   за
исключением  того,  что  исходит  от   начал
богоотступнических, не может быть  сторонним
по отношению к этой  тайне.  В  человеческой
любви вообще,  то  есть  в  любви  ко  всему
живому,   выражается   (а   не   отражается)
существо  Триединого,  -  существо,  которое
есть любовь. В любви же  мужчины  и  женщины
выражается  (а  не  отражается)   внутренняя
тайна союза Отца и  Матери  в  той  мере,  в
какой она нас достигает, будучи преломленной
множеством слоев космического ряда. В этом и
заключается     коренное,     онтологическое
различие двух областей нашей духовной жизни,
не имеющих между собой почти ничего  общего,
но на нашем нищем языке выражаемых  одним  и
тем же словом.
============================================