Даниил Андреев

Дом Пресвятой Богородицы
(из "Русских богов")


        1

Сумрачные скалы Галилеи,
Зноями обугленные впрах...
По долинам – тонкие лилеи
Да стада в синеющих горах.

Странный вечер... Край Ерусалима,
Тихий дом. Двенадцать человек.
И Она: слышна еще и зрима,
Как в ладье, отчалившей навек.

Не ладья – но нищенское ложе.
Не волна – кончина в злом краю.
С каждым мигом призрачней и строже
Лик, сходя в нездешнюю струю,

Просветляется, лучится, тает,
Опрозрачнивается, как хрусталь,
И сквозь лик мерцает и блистает
Смертными невиданная даль.

Он сошел. Он здесь! Он вводит Матерь
На пройденную лишь Им тропу:
Ляжет, как синеющая скатерть,
Мир под невесомую стопу.

Песнею архангелов стихирной
Вечер озаряется, как храм,
И ступени лестницы всемирной
Тихо разверзаются глазам.

Больше нет того, что было тленно:
Завершится ход святых минут -
И ученики, склонив колена,
К ложу опустевшему прильнут.

        2

Девятнадцать веков восхожденья
На лазурный, наивысший причал,
От земли заслоненный кажденьем
Серафимов, Господств и Начал;

Девятнадцать веков просветленья
Истонченных телесных убранств
Ее духа – все чище, нетленней,
На высотах тончайших пространств:

Тех, откуда грядут демиурги
Сверхнародов, культур и эпох,
И откуда мир Реи и Дурги -
Как туман, что слоится у ног.

Девятнадцать веков созиданья
Омофора пресветлой любви,
Обороны, охраны, – лобзанье
Мира в радугах -
                Миру в крови.

        3

     То цветущими вишнями,
     То ажурными башнями
Упованье народов от земли вознося,
     Над просторами вешними,
     Городами и пашнями
Вся блистает нетленная, – белоснежная вся.

     Ей опорами нежными,
     Кружевами подножными
Служат узкие шпили церквей,
     С кораблей уплывающих
     Ave Mater* тоскующих
К Ней доносит морской тиховей.

     Кто падет иль оступится,
     Кто скорбит иль отчается,
Кто обидится хмурой судьбой -
     Всем благая Заступница,
     Пресвятая Печальница,
Всем Защитница в час роковой.

     В каменистой Кастилии,
     В кипарисовой Умбрии,
И в Тироле, и в бедной Литве
     Дева-Матерь, как лилия,
     Тихо светится в сумраке,
Серебрится звездой в синеве.

     Исходила, незримая,
     Тюрьма, плахи, побоища,
Персть кровавую бранных полей, -
     Защити, Всехвалимая,
     В темном сердце сокровище,
Росы духа на судьбы пролей.

...

1950-1955

============================================
    * Первые  слова  молитвы,  обращенной  к
Матери  Божьей  по-латыни.   В   Православии
соответственно: Богородице, Дево, Радуйся...
(примечание Д. Андреева)

    В   самом    начале    этой    небольшой
стихотворной поэмы Даниил  Андреев  передаёт
свой  опыт   метаисторического   созерцания,
соответствующий общецерковному  преданию  об
Успении  Божьей  Матери.   В   "Розе   Мира"
проводится  параллель   между   воскресением
Христа и этим событием:

    "Физическое тело Спасителя,  покоившееся
во гробе, просветлилось и, будучи возвращено
к жизни, вступило в иной, более высокий слой
трёхмерной материальности  -  в  Олирну.  Те
свойства плоти Его,  которые  были  замечены
апостолами   между   Его   воскресением    и
вознесением - способность прохождения сквозь
предметы  нашего  слоя  и,  вместе  с   тем,
способность  принимать   пищу,   способность
необычайно       быстрого        преодоления
пространства, - объясняются именно этим.  Та
же  новая,   вторая,   трансформа,   которая
описана в Евангелии как вознесение, была  не
чем иным, как переходом Спасителя из  Олирны
ещё выше, в следующий слой  из  числа  тогда
существовавших. Спустя  некоторое  время  Он
провёл через трансформу Богоматерь Марию,  а
ещё  несколькими  десятилетиями  позднее   -
апостола  Иоанна.  Впоследствии  совершались
трансформы  и   некоторых   других   великих
человеческих душ."

    Следующие   строки    стихов    касаются
Небесного восхождения Божьей Матери от славы
к славе, что не могло не найти  отражения  в
развивавшихся  представлениях  исторического
христианства:

    "За эти века Богоматерь Мария  исполнила
Своё восхождение из мира  в  мир.  Помощница
всех страждущих, особенно всех мучающихся  в
преисподних, всеобщая Заступница  и  великая
Печальница за всех и за вся, Она, так же как
Её Сын,  пребывает  в  Мировой  Сальватэрре,
принимая  для  нисхождения  в  другие   слои
светозарно-эфирное облачение."
============================================